8(905) 726-98-78
studio@nk-dizain.ru

Москва, Наро-Фоминск, Подольск, Одинцово, Троицк, Обнинск
Главная » Дизайн интерьера » СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ » Православный интерьер.

Православный интерьер.

 

Как выглядит Православный интерьер на протяжении веков? «В доме перед образами теплились лампады, любовь и тишина окутывали душу. В доме были святость, радость, покой, благодатное тепло…» (житие Святой блаженной Матроны Московской).

Вы расстроились, что не нашли в описании интерьера какого цвета должны быть шторы и в каком стиле мебель? Но дом христианина – особый мир, это место не только бытового обустройства жизни, но и в большей степени духовной жизни.  Верующий человек, призванный быть светильником веры для окружающих, не может и не должен жить раздвоенной жизнью – в храме он один, а дома – совсем другой.

Если говорить о православном интерьере в нынешнее время, то в основном ничего не изменилось по сей день, ведь, Основа нашей Веры неизменна.

Опираясь на святые писания, описания жития святых, учения святых отцов, можно выделить основные критерии обустройства своего дома в традициях Православия.

1. Особое отношение к духовности.

- В житие Святой блаженной Матроны Московской написано: «Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке. Здесь в старинном деревянном особняке, в 48-метровой комнате, жила односельчанка Матроны, Е. М. Жданова с дочерью Зинаидой. Именно в этой комнате три угла занимали иконы, сверху донизу. Перед иконами висели старинные лампады…»

- Создавая свой Православный интерьер, выделите место для моления, для икон. Помните, что это должно быть не просто место в интерьере, т.к. иконы, это не декор Вашего интерьера, это место должно стать уединенным местом для вашего общения с Богом. Это место, по сути – Ваш домашний храм. В идеале, выделить под место моления целую комнату, но в большинстве случаев в квартире это трудноисполнимо. Если позволяет планировка дома или квартиры, иконы располагают на восточной стороне – по аналогии с алтарной частью храмов. На Руси испокон веков, Иконостас обычно размещается в правом углу комнаты, но для каждого это очень индивидуально, т.к  Православный человек развиваясь духовно, посещая святые места, на протяжении всей своей жизни продолжает знакомиться со святыми и подвижниками Православной церкви. Иконостас может вырасти до таких размеров, что его не в силах будет разместить в одном углу. Рекомендовать Вам какие именно иконы разместить в Вашем домашнем храме, может только Ваша вера и Ваш духовник.

- Продумывая свой Православный интерьер,  выделите место для хранения книг, святой воды, свечей и других священных предметов. Это может быть обычный шкаф (или сундук, или комод) или специально изготовленный особый украшенный шкафчик, обязательным условием является – в месте хранения освященных предметов, категорически не должно быть места другим бытовым предметам, украшениям, безделушкам, технике. Такой шкаф (или сундук, или комод) называют киот.  «Прообразом киота считается Ковчег Завета (Кивот Завета) Иерусалимского храма», «…ковчег (переносной ящик (Исх. 25:10-14)), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями (Втор. 10:2), а также, согласно Посланию к Евреям, сосуд с манной и посох Аарона (Евр. 9:4). Ковчег, согласно Торе, являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде (Исх. 25:22, 2Пар. 6:41).» (Векипедия).

- В православной традиции, свойственно располагать святую икону над входом в жилище, независимо от того, дом это или квартира. Икона над дверью в жилье – не языческий оберег, не пугало. Икона, конечно, обладает огромной силой не допускать зла, так как все, кто изображается на образах служит и наделены властью от Творца, но в данном случае главное – Ваше духовное участие и благоговейное отношение к заложенному смыслу в это действо. Святые иконы располагают над входом в дома, снаружи – по аналогии, как в Православных храмах, для того, что бы придя домой пред входом помолиться и оставить все суетное за порогом не внося это в храм своей семьи. С внутренней стороны жилья, икону располагают, для того, чтобы выходя из дома еще раз перед выходом из дома, попросить благословения и защиты у нашего Создателя. Рекомендовать Вам какую именно икону разместить над входом в Ваше жилище, может только Ваша вера и Ваш духовник. Если у Вас возникают вопросы, не стесняйтесь спрашивать у священника.

2. Особое отношение к светильникам.

Обязательно ли нужны лампады, подсвечники, свечи в Православном интерьере?

- Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).

- Из жития святой праведной Марфы: «В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника (над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь)? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер — частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего. Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление».

-Из жития святителя Спиридона Тримифунтского (родился в конце III века, его мощи находятся на Корфу, благодаря снизошедшей Милости Господней они являются абсолютно не тленными и имеют следующие удивительные свойства: Они сохраняют вес обычного взрослого человека; Чудесным образом частицы мощей Спиридона Тримифунтского не теряют свойства живой плоти; Святыня имеет мягкость и сохраняет естественную температуру присущую человеческому телу -около 36,6°C; У Святого до сих пор растут ногти и волосы, а одежда и обувь снашивается.) «Однажды во время богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святой Спиридон зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.».

-Святой прав. Иоанн Кронштадтский: «светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества — престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники, горящие и светящие всему миру своею верою и добродетелями». То же говорил в VII веке по Р.Х. Софроний, патриарх Иерусалимский: «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники». Святой прав. Иоанн Кронштадтский продолжает: «Огонь горящих… свечей и лампад… служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца…».

-Святитель Николай Сербский: «Зачем перед иконой зажигается лампадка? Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин.8,12.). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души. Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света (Ин.12,36.) В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф.5,16.). В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения — всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь. В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его. В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией. В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши — горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь» (Миссионерские поучения, письмо 18).

- В пояснениях к Уставу Богослужения Православной Церкви есть специальная глава "О светильниках и об освещении", где подробно рассказано о символике и назначении каждого из светильников (подсвечников, кадил, лампад). 

3. Особое отношение к месту приема пищи и сбора всей семьи.

-В память о самом замечательном событии в Христианском мире - Вечеря Господняя, мы особо относимся к обустройству своей трапезной. Господь совершал вечерю с учениками в горнице. Краткое описание Вечери Господней дано Апостолом Павлом в 1-м Послании к Коринфянам. Хлебопреломление объединяет всех верующих во Христа. В 1 Кор. 10, 17 сказано: "Один хлеб и мы, многие, одно тело". Вот почему мы перед хлебопреломлением ищем примирения друг с другом.

-Также, в слове Божьем сказано: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20). 

- Обустраивая свою столовую, гостиную или другую комнату в которой вы планируете принимать пищу, собираться за столом всей семьей старайтесь выделить в ней место и для Христа - Вы можете в этой комнате расположить иконы. Иконы располагаются с особой почестью в удобном, специально предусмотренном месте, что бы перед трапезой, семье было возможно принести благодарственные молитвы. Обычно это правый угол комнаты, в идеале, если это направление на восток. Лучше если еще до начала ремонта продумаете свой Православный интерьер, посоветуетесь со священником и закажете проект своего интерьера у Православного дизайнера, который по благословению и с молитвой создаст Ваш интерьер в традициях Православия.

4. Особое отношение к убранству и роскоши.

- В житие Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских сказано, что «для прославления имени Божиего; он был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения.»

- Обустраивая свой дом в Православных традициях, помните, что пресыщенность и роскошь несовместима с моралью и традициями Православия. Ваш дом должен быть уютным и добрым, в нем должны жить любовь, святость, радость, покой, благодатное тепло.  Постарайтесь сделать Ваш Православный интерьер удобным, комфортным, но  без излишеств и без всякой мысли о похвале со стороны посторонних. Отделка и мебель могут быть в полюбившемся Вам стиле, но без вычурности и в пределах Ваших доходов, что бы дом Ваш не стал Вашим идолом, требующим поклонения в виде все новых и новых вложений.

5. Особое отношение к талисманам.

- Первая заповедь: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.», Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им…» Исход 20:4-6

- Многие по недомыслию обзаводятся предметами, несовместимыми с Православием. В доме верующего человека категорически не должно быть языческих изображений и символов (домовята и т.п.). Непозволительны, естественно, и вещественные «приветы» от других религий (денежные лягушки, будды и т.п.).

 

- Итог вышесказанному: Для Православного интерьера, нет и не может быть никаких  рекомендаций по стилю, по приоритетам подбора мебели, драпировки. Основа Православного интерьера – духовный мир и Православная вера. Создавая свой интерьер, ни в коем случае, не ищите похвалы от людей, делайте свой дом только для своей семьи, для своего комфорта. Создавайте интерьер таким, что бы он не провоцировал Ваше эго, а помогал Вам и Вашим домочадцам расти в духовном плане. В процессе создания, если возникают вопросы, непременно, посоветуетесь со священником или закажете проект своего интерьера у Православного дизайнера, который по благословению и с молитвой создаст Ваш интерьер в традициях Православия.

 И помните, что Бог всегда присутствует в Вашем доме не зависимо от богатства или скромности интерьера, а только по Вашей Вере. 

-Проконсультироваться с дизайнером;

-Получить расчет ;

-заказать Православный интерьер;

- подробнее узнать об услугах.

звоните:

8(905) 726-98-78